ЖКХ

 

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) традиционно рассматривают как единую отрасль. Между тем сюда входят две самостоятельных подотрасли, имеющие свои экономические и технические особенности: жилищное хозяйство и коммунальное хозяйство.

К основным видам услуг в сфере жилищного хозяйства (жилищным услугам) относят:
 предоставление жилой площади (в т.ч. услуги гостиниц (мотелей);
 капитальный ремонт жилых помещений;
 техническое обслуживание жилых помещений;
 вывоз мусора;
 лифтовое хозяйство.
Единицей статистического наблюдения в сфере жилищного хозяйства являются жилищно-эксплуатационные организации, домовладения и отдельные строения.

К основным видам услуг в сфере коммунального хозяйства (коммунальным услугам) относят:
 обеспечение электроэнергией;
 водоснабжение (в т.ч. горячее);
 газоснабжение;
 центральное отопление;
 канализация.
В то время как основные виды услуг в сфере жилищного хозяйства по своей природе имеют конкурентный характер, коммунальные услуги в силу производственных особенностей относятся к сфере локальных естественных монополий.

Мы уже давно привыкли к тому, что когда речь заходит о российских предприятиях ЖКХ – все они либо балансируют на грани бедности, либо убыточны. Доля убыточных предприятий в ЖКХ составляет почти 60%, в 1,5 раза превышая средний показатель по экономике. Конечно, эта отрасль, как и другие социальные отрасли в России, крайне недооценена. Однако ясно, что нереформированная отрасль с изношенными фондами не может стоить дорого. Износ основных фондов российского ЖКХ составляет в среднем 80%. В последние годы наблюдалось сокращение доли инвестиций в ЖКХ от общего объема инвестиций в российскую экономику и доли расходов на ЖКХ в общем объеме бюджетных расходов. К тому же бюджеты регулярно недофинансировали предприятия ЖКХ, а значительная доля государственных средств растаскивалась в силу бесконтрольности. Не удивительно, что плановый ремонт в настоящее время уступил место аварийно-восстановительным работам.

Рынок ЖКХ имеет свою ярко выраженную специфику:
 Жилище - это товар, который нельзя импортировать.
 На этом рынке практически отсутствуют иностранные игроки. Их интересуют прежде всего офисные, торговые и складские помещения, но не жилье и ЖКУ, где они столкнулись бы с массовым, в большинстве своем небогатым и социально рискованным потребителем.
 Это дорогостоящий товар длительного пользования, приобретение которого чаще всего невозможно за счет текущих доходов семей. Отсюда нужда в кредитовании и роль аренды.
 Зачастую это товар коллективного пользования. Коммунальные услуги (газ, электричество, водоснабжение, канализация, отчасти теплоснабжение) имеют низкую эластичность по цене и являются продуктами естественных монополий. Конкуренция за их поставку конкретным домохозяйствам оказывается невозможной. Возникает нужда в регулировании или создании муниципальных предприятий, служащие которых также нуждаются в контроле, чтобы исключить коррупцию и обеспечить необходимое качество услуг. Регулирование зачастую приводит к завышению цен, хотя предпринимается с противоположными намерениями.
Последние десятилетия идет процесс реформировании ЖКХ, который постоянно буксует и дает сбои. Опыт реформ показывает, что модернизация ЖКХ должна финансироваться в основном за счет частных инвестиций. Для этого экономика должна стать прозрачной. Инвестор должен знать, куда, на каких условиях, под какие гарантии он вкладывает средства, и как скоро они могут окупиться. Необходимо, чтобы затраченные деньги возвращались и реинвестировались в модернизацию объектов инфраструктуры.

Перспективным способом привлечения инвестиций являются концессионные соглашения. С их помощью можно в сжатые сроки достичь следующих результатов:
 сократить расходы областного бюджета на софинансирование модернизации основных фондов ЖКХ;
 уменьшить бюджетные затраты на предоставление льгот и жилищно-коммунальных субсидий;
 снизить социальную напряженность.