ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

 

Россия привлекает иностранцев возможностью заработать на растущем рынке, это стремление к высоким прибылям перевешивает все негативные коррупционные и бюрократические факторы. Поэтому прогнозы иностранных компаний, работающих в России, по прибыли и выручке на 2011 год и выглядят оптимистично.

Последние несколько лет стали временем становления в России качественно нового явления на стыке социальной и экономической систем страны. Феномен социального предпринимательства, ранее широко известный лишь за рубежом, получил распространение и в отечественной бизнес-практике. Накопленный опыт реализации проектов в сфере социального предпринимательства требует осмысления и оценки проблем и перспектив развития этого явления в условиях современной России.

Понятие социального предпринимательства многогранно и отражает широкий спектр задач и особенностей, присущих ему. Уже само название указывает на то, что приоритетом для этого вида бизнеса является не извлечение прибыли, а решение или смягчение существующих социальных проблем. Определяющее значение приобретают позитивность, устойчивость и измеримость достигнутых социальных результатов.

Социальный предприниматель ставит перед собой задачу внесения положительных изменений в инфраструктуру общественной системы, имеющих долгосрочный эффект.

Социальное предпринимательство обладает наиболее высоким уровнем отдачи на единицу вложенных средств. Тиражируемость опыта, изначально заложенная в его концепции, позволяет быстро и эффективно расширять число предприятий, переносить подходы и идеи.

Процесс социального предпринимательства, если рассмотреть его детально, предполагает прохождение пяти основных этапов:

Поиск возможностей:
-социальные проблемы;
-неудовлетворенные потребности.
Определение концепции развития:
-определение социальных выгод;
-определение новых продуктов или рынка.
Определение и приобретение необходимых ресурсов:
-финансовые ресурсы;
-человеческие ресурсы;
-знания, опыт, навыки, компетенции.
Запуск и рост предприятия:
- измерение результата;
-расширение компании.
Достижение цели:
-слияние с другими компаниями;
-расширение компании и изменение миссии;
-выполнение миссии и закрытие компании.

Весь бизнес-процесс компании, работающий в сфере социального предпринимательства, структурируется двумя доминирующими векторами. В первую очередь это решение общественно значимой проблемы, во вторую – получение прибыли. Баланс этих векторов определяет сущность социального предпринимательства. Оно становится источником стабилизации и упрочения общественных связей, двигателем устойчивого и поступательного развития.

Для достижения заметного прогресса в распространении социального предпринимательства в России необходимо решить две комплексные задачи.

Во-первых, это создание соответствующей нормативной базы и законодательное закрепление понятия «социальное предпринимательство», а также включение государства в процесс финансирования проектов на начальном этапе.
Второй важной задачей является активное информационное сопровождение, проведение просветительской кампании. Модель социального предпринимательства позволяет освещать идеи и результаты проектов, как в традиционных, так и в новых медиа. В этом заключается радикальное отличие от благотворительности, в случае с которой публичность не всегда уместна.